Почему на автомойках появились терминалы самообслуживания
Немного фактов из недавней истории
Бесспорно, автомойка, это прекрасный пример, как в короткие сроки создается деловая индустрия. Еще лет 40 назад ее услугу в нашей стране невозможно было бы вообще продать. Машин на всю страну выпускалось мало, люди годами стояли за ними в очередях, или переплачивали астрономические по тем временам суммы перекупщикам. Вопрос чистоты автомобиля был актуален, но сама задача мойки легко решала привычная система самообслуживания с помощью ведерка воды, губки и тряпки прямо во дворе под окнами. Или, у кого имелась такая возможность, подъезжали к ближайшей речке, пруду и мыли там.
Те немногие мойки машин, что тогда работали, располагались при крупных автозаправках, станциях технического обслуживания. И то, как правило, в «столичных» городах, куда в советское время приезжали немногие иностранные туристы, около пограничных переходов с Польшей и Чехословакией, в прибалтийских республиках. О какой-либо автоматизации в их ручной работе не было и речи. И только с началом подготовки к проведению московской Олимпиады 1980 года возник вопрос, что стране необходимо построить современные сервисы для ожидавшихся зарубежных автотуристов, любителей спорта.
Сегодня же по дорогам России ездит почти 45 миллионов одних только легковых автомобилей, и помыть такое количество единиц транспорта не хватит ни дворов, ни речек. Тем более, что за загрязнение окружающей среды в нашем законодательстве предусмотрены ощутимые санкции, да и соседи по подъезду, увидев кого-то, решившего собственноручно вымыть свой автомобиль из ведерка у дома под их окнами, в лучшем случае просто не позволят этого сделать. А в худшем — жалобу составят, что, опять же, закончится для владельца транспорта денежным штрафом в размере до 20 тысяч рублей.
Можно ли в наши дни ездить на немытых машинах
Мало кто об этом знает, но нет ни одного Федерального нормативного акта, который бы прямо запрещал ездить на грязном транспортном средстве, отсутствует обязательная программа для автомойки, обязывающая водителей следить за чистотой машины. В Административном кодексе РФ нет никаких форм наказания ни за загрязненные колеса, ни за основательно покрытый засохшей дорожной пылью кузов. Действующее законодательство обязывает только следить за технической исправностью транспортного средства, его пригодностью для эксплуатации.
Есть всего две нормы, связанные с передвижением на сильно загрязненном автомобиле. Это статья 12.2 КоАП РФ, предусматривающая наказание за движение с нечитаемыми номерами и статья 12.33 КоАП РФ. согласно которой загрязнение асфальтового покрытия автодорог является административным правонарушением. Если в первом случае могут оштрафовать за грязные номера всего на 500 рублей, то за грязные колеса могут выписать не менее 5000 рублей. Но ни один инспектор ГИБДД не может оформить протокол за грязную машину.
Получается, что поддержание чистоты машины — исключительно собственное желание автовладельца. Тем не менее, услуги автомоек востребованы. Люди сами хотят ездить на чистых машинах. Поэтому и было сказано в самом начале, что это создание бизнеса «с нуля», редкий пример, когда услуга оказывается без каких-либо внешних обстоятельствах, вынуждающих к ней прибегать И сегодня вы не найдете ни одну трассу федерального значения, на которой бы через каждые 30-70 км. не располагалась бы автомойка. Ведь 45 миллионов легковых машин — огромный рынок спроса, ожидающего быть удовлетворенным.
Есть ли разница между автомойками
Вне зависимости от того, оказывается ли услуга в рамках техобслуживания, на автозаправке, или для нее открывается отдельный объект, все основные работающие мойки можно условно разделить на три типа:
- Сервисные, где клинингом занимается специальный персонал.
- Роботизированные, где машины моют автоматы.
- Мойки системы самообслуживания, заехав на которую автовладелец сам моет машину, использую при этом предоставленные в рамках услуги и оплаченные им технические возможности, моющие приспособления и чистящие средства.
Любой из трех типов оказания услуги имеет свою экономическую модель и обоснование. В первом случае, мытье автомобиля не является, как правило, основной задачей бизнеса и идет, как сопутствующее оборудование для привлечения клиентского трафика. Во втором — полная программа для автомойки является основной услугой. В третьем — она также является ключевым предложением, но максимально облегченным по цене.
Ведь на самообслуживании водитель сам моет и чистит свой автомобиль, ее оснащение относительно недорого, не предполагает работы без участия человека
Все три варианта удовлетворения спроса раскладывают массовый спрос на услугу на три потока. Одним она оказывается, как дополнительная, а другим предлагается возможность выбора, в какой ценовой категории они хотят ее получить. Подходит ли большая оплата, но им самим не придется быть задействованными в процессе, или предпочитают вымыть машину своими руками и недорого, взяв от платного сервиса лишь возможность воспользоваться его оборудованием, водой, сушкой и получить необходимый для работы инвентарь, чистящие и моющие средства.
Если перейти на язык профессионального маркетинга, то мы имеем наглядный пример сегментации клиентского трафика. Каждый из сегментов находится в своей исключительной нише, определяемой ценой предложения и объемом, которые в эту цену включаются. Причем все три ниши взаимно высококонкурентны. Стоимость предлагаемой программы для автомойки на сервисе, без риска потери клиентского трафика, не может со всеми услугами сильно отличаться от цены робомойки. А та, в свою очередь, не должна быть существенно дороже от мойки, построенной на принципе самообслуживания.
Почему возникла необходимость в автоматизации приема оплаты
Когда услуга оказывается качественно, и в самой ее сути нет возможности принципиального совершенствования, то основным направлением развития бизнеса и сохранения прибыли неизбежно становится усиление и перехват трафика. В данном случае сделать это можно лишь тремя способами:
— Снижением себестоимости оказания самой услуги.
— Повышением уровня клиентского сервиса.
— Предложением дополнительных продуктов.
В первую очередь устраняются все задержки и препятствия на пути клиента к услуге. И главным препятствием практически всегда становится устаревшая процедура оплаты.
Самый неудобный, экономически затратный способ приема платежей на автомойке, это работать вручную, через кассу. Во-первых, это дольше всего, даже, если не стоит очередь. Во-вторых, при 24-часовом режиме обслуживания потребуется минимально две смены кассиров, которым необходимо платить зарплату, отчислять за них платежи в Пенсионный фонд и ФСС, оплачивать их медицинское страхование, искать подмену на время их отпусков, или отсутствия по больничному. Что еще немаловажно, качество клиентского обслуживания будет зависеть от неизбежного человеческого фактора.
Еще одним существенным недостатком, когда оплата через кассу, остается неизбежный физический денежный оборот. Ведь далеко не все посетители будут готовы расплачиваться банковской картой. Работа с кассовой наличностью принципиально усложняет бухгалтерский учет и отчетность, требует дополнительных услуги инкассации, с ней открывается возможность злоупотреблений и просто воровства со стороны персонала. Да и внимание любых контролирующих органов в первую очередь привлекают организации, работающие с «живыми» деньгами.
Первые шаги на пути роботизации
В попытках автоматизации работы с кассой, но при сохранении привычных схем взаимодействия с посетителями, пробовались разные программы электронный кассир в форме мобильных приложений для оплаты. Но практика показала, что, мало кто соглашается устанавливать мобильное приложение ради одной только мойки, тем более привязать к нему банковскую карту. И скидки здесь не помогают. К тому же, значительная доля клиентов, особенно старших возрастов, по-прежнему пользуется кнопочными телефонами, которые их функционально вполне устраивают.
Постепенно все склонились к выводу, что наилучший возможный способ автоматизировать прием платежей на мойке, это установить терминал оплаты автомойки. Сегодня не существует решения удобнее, ни по скорости обслуживания посетителей, ни по тем проблемам, которые он снимает. Терминал исключает из работы наличные деньги, лишнюю отчетность и риски, избавляет от необходимости содержать экономически необоснованный персонал, упрощает расчет с клиентом, сокращает путь к услуге, ускоряет само ее оказание. Более того, он дает возможность интерактивного взаимодействия с клиентом.
Самые первые из них оставались не более чем простыми автоматами, помогающими разгрузить кассира. Тогда платежи через банковские карты еще считались редкостью, и практически всегда при оплате требовалась сдача. Автоматы эти производились в условиях, которые сегодня можно называть кустарными, они непрезентабельно смотрелись, их электронная начинка была примитивной. Но и сегодня платежные терминалы, это ни в коем случае не банкоматы. В них не предусмотрена возможность снятия наличности с банковских карт и, в большинстве использующихся комплектаций, они не выдают сдачу.
Решения, применяемые в наши дни.
Современные модели обладают уже совершенно другими возможностями, чем их прототипы из прошлого. По сути это полноценный электронный кассир для автомойки на базе мощных процессоров, в том числе Intel Celeron, i-3, i-5, i-7 и работают они под управлением стандартных для большинства компьюьеров Windows 7, 10, Linux, Ubuntu, Android. Поставить такой платежный терминал можно в любом углу автомойки, которое вообще никак иначе функционально не пригодно для рабочего использования. Его стойка эстетично смотрится, компактна, для ее размещения требуется минимальная площадь.
Обычно, в верхней части стойки располагается сенсорный экран с клиентским меню. В средней — купюроприемник и вывод термопринтера кассовых чеков. POS оборудование для банковских карт и бесконтактной оплаты может быть встроенным, либо отделяемым от корпуса и тогда для его крепления предусматривается специальное место на корпусе. Съемный POS терминал по определению удобнее, чем встроенный. Его при необходимости можно отделить и использовать, как самостоятельное устройство. Также бывает практичным, если на стойке имеются считыватель штрих кодов и монетоприемник. Да и с экономической точки зрения POS-терминал эквайринга банка выдается банком обычно бесплатно. И не надо владельцу мойки доплачивать за встраиваемые банковские модули приема пластиковых карт.
Прежде чем заехать в бокс, или в секцию, клиент подходит расположенному в непосредственной близости терминалу оплаты автомойки. На его экране, он выбирает объем услуги, какие операции и режимы ему необходимы, а без каких может обойтись. К примеру: режим воды, сушки, необходимо ли пропылесосить салон, мыть коврики, покрывать кузов «воском».
В большинстве случаев, стоимость мойки будет также определяться классом машины.
После оплаты устройство распечатывает фискальный чек, который может потребоваться предъявить администратору при въезде, или на выезде. Или просто квитанция, если не требуется печати фискального чека.
Все быстро и просто
Именно это удобство и простота, как ни удивительно, отталкивают некоторых владельцев моек от использования устройств самообслуживания. Они считают, что без «живого» общения их работников с клиентами при совершении оплаты, невозможно будет продавать какие-либо сопутствующие товары и услуги. На самом деле это не так. Нет таких предложений и форм их рекламной подачи, которые нельзя было бы отразить через терминал оплаты автомойки. А процесс расчета платежа на экране — весьма удачный момент для того, чтобы привлечь внимание, заинтересовать и увеличить размер чека.
Универсальный платёжный терминал E-класс
Наша компания разрабатывала платёжный терминал E-класс с учетом всех современных требований и многолетнего опыта автоматизации платежах на мойках.
Он оснащен купюроприемником, термопринтером Custom, устройством для приема разменной монеты, сканером кодов. Предусмотрено место для установки POS-терминала эквайринга банка. Корпус терминала прочный, стальной. Сенсорный 17 дюймовый монитор закрыт антивандальным стеклом. Все данные о платежах обрабатываются в соответствии с 54-ФЗ, операторам доступна информация об оплатах, наполненности кассет наличными деньгами, технической исправности.
Все терминалы Е-класс не только эстетически привлекательны. Они интегрируются в разные системы автоматизации, дополняют их, легко адаптируются в зависимости от требований заказчиков. Под конкретные задачи может быть расширен стандартный функционал для автомоек и, помимо обычной возможности выбора и оплаты услуг, могут применяться программы для автомойки с картами лояльности, если на мойке практикуется какая-либо бонусная, или иная схема поощрения. К примеру, во время оплаты водитель сможет увидеть сумму имеющих на его счету баллов и уровень, достигнутый им в программе.
Мы являемся непосредственными производителями этих современных электронных кассиров для автомоек и даем гарантии на сам терминал, его программное обеспечение, а также на все его элементы и комплектующие.
Всегда сможем вам предложить любую из готовых базовых моделей с доставкой со склада в кратчайшие сроки, или изготовить на заказ специально под ваши условия.