Анализ возможности установки 1 фискального регистратора на всю сеть платежных терминалов

Юристы нашей группы компаний исследовали возможность установки 1 фискального регистратора на всю сеть платежных терминалов. Данную схему предлагают на рынке некоторые платежные системы. Суть ее в том, что в законе написано, что фискальный регистратор должен быть установлен «в составе» платежного терминала. Представители этих платежных систем прояснили этот термин в законе. И обнаружили, что это значит не «внутри, встроен», а может быть вынесен, и связываться с платежным терминалом через интернет. Причем, сам платежный терминал будет печатать фискальные чеки. А фискальный регистратор при этом будет установлен в офисе, и работать со всей сетью терминалов, которая есть у агента. Например, 30 терминалов. И все операции при этом будут учитываться для налоговых органов, будут выдаваться фискальные чеки. И предлагается судиться с налоговыми органами и доказывать то, что терминал работает официально. При этом фискальный регистратор будет зарегистрирован по адресу офиса, а не по адресу платежного терминала.

Суть анализа юристов нашей компании заключалась в том, чтобы дать юридическую оценку данной модели. И выяснить перспективы того, будет ли суд выигран. И какие при этом могут возникнуть проблемы. И вот мы представляем оценку юристов:

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. От 28.11.2009) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ).

2.Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. От 17.07.2009) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — ФЗ № 54-ФЗ).

3. Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 N 19н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации» (далее — Административный регламент).

4. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (ред. От 07.06.2008) «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники).

5. КоАп РФ.

1. Обязанность применения ККТ в составе платежного терминала, требования к ККТ

Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон) устанавливает обязанность платежных агентов в срок до 1 апреля 2010 года зарегистрировать в налоговых органах контрольно-кассовую технику (ККТ), входящую в состав платежного терминала (банкомата).

Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц установлены статьей 6 ФЗ № 103-ФЗ
Пункт 1 Статьи 6 ФЗ № 103-ФЗ. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику
Пункт 4 статьи 6 ФЗ № 103-ФЗ Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Требования о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов установлены Федеральным законом № 54-ФЗ. Статья 3 ФЗ № 54-ФЗ устанавливает, что при осуществлении наличных денежных расчетов применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр ККТ.

Пункт 1.1. статьи 4 ФЗ № 54-ФЗ устанавливает, что контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна:
— быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
— быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
— иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
— обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
— эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;
— иметь паспорт установленного образца.

При этом фискальная память — это в соответствии со статьей 1 ФЗ № 54-ФЗ — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

2. Процедура регистрации ККТ

Обращаю внимание на процедуру регистрации ККТ, из которой становится ясно, что схема с использованием удаленного фискального регистратора представляется сомнительной.

Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала или банкомата регистрируется в налоговых органах в том же порядке и в те же сроки, что и обычные кассовые аппараты. То есть для регистрации ККТ организация (индивидуальный предприниматель) подает заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной Приказом N ММ-3-2/152@. В нем указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Заявление вместе с документами, перечисленными в п. 27 Административного регламента, представляется в налоговую инспекцию по месту учета организации в качестве налогоплательщика (месту жительства индивидуального предпринимателя). Помимо заявления это паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации; договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники.

Регистрация контрольно-кассовой техники состоит из нескольких этапов, перечисленных в п. 30 Административного регламента:

— приема комплекта документов от заявителя;
— рассмотрения документов в налоговой инспекции;
— осмотра ККТ и включения на ней фискального режима функционирования, обеспечивающего регистрацию фискальных данных в фискальной памяти (далее — фискализация ККТ);
— непосредственно выполнения регистрационных действий.

Непосредственно в месте установки платежного терминала с ККТ (банкомата с ККТ) производится сверка фактического места установки контрольно-кассовой техники с данными, указанными в заявлении о ее регистрации. Специалист структурного подразделения налоговой инспекции, ответственного за регистрацию ККТ, в присутствии заявителя и представителя поставщика ККТ или центра технического обслуживания ККТ осматривает контрольно-кассовую технику, входящую в состав платежного терминала (банкомата). В ходе осмотра он должен проверить наличие и доступность средств визуального контроля, целостность пломб, работу табло покупателя, полноту отпечатываемых на кассовых чеках обязательных реквизитов, качество (читаемость) этих реквизитов и др. Затем последовательно выполняется фискализация ККТ, активизируется сменный накопитель фискальной памяти и проводится пломбирование контрольно-кассовой техники.

Сведения о регистрации ККТ в составе платежного терминала (банкомата) вносятся в книгу учета контрольно-кассовой техники, а в паспорте ККТ делается отметка о ее регистрации, которая заверяется печатью территориальной налоговой инспекции. Заявителю выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники с указанием адреса и места установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ, и возвращаются документы, представленные для регистрации.

В каких случаях откажут в регистрации ККТ

В п. 22 Административного регламента перечислены основания, при наличии которых налоговая инспекция вправе отказать в регистрации контрольно-кассовой техники. Таковыми являются:

— представление неправильно оформленных документов либо неполного комплекта необходимых документов (при условии, что организация или индивидуальный предприниматель не устранили указанные им недостатки);
— предъявление для регистрации модели контрольно-кассовой техники, не включенной в Госреестр ККТ или исключенной из данного реестра;
— истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Госреестра ККТ;
— предъявление для регистрации ККТ, находящейся в розыске;
— обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);
— отсутствие заключенного договора о технической поддержке ККТ.

Дополнительное основание для отказа в перерегистрации контрольно-кассовой техники — представление чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к ККТ или отпечатанных в нефискальном режиме.

Административным регламентом на прием и оформление документов отводится 30 минут на каждого заявителя, а на осуществление всей регистрации установлен срок 5 дней.

3. Ответственность

Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

В связи с введением правил об использовании ККТ в составе платежных терминалов статья 14.5. переименована в «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», в саму статью 14.5 была введена часть 2 следующего содержания:

«Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».

В нашем случае могут штрафовать за каждый эпизод нарушения, даже каждый день. Нарушение будет заключаться в применении контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.

4. Выводы, информация для сведения

Резюмируя вышесказанное, указываю на следующее:

— ККТ в составе платежного терминала подлежит регистрации в ИФНС;
— ККТ должна быть включена в Государственный реестр ККТ;
— регистрация ККТ, установленной в платежном (банковском) терминале, проводится с обязательным выездом представителя налогового органа, платежного агента или его представителя, в том числе специалиста ЦТО или поставщика ККТ, на место установки платежного терминала.

Согласно Информационному сообщению ФНС РФ от 16.02.2010 «О регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ), встраиваемой в платежные терминалы» работа терминалов, не соответствующих требованиям Федерального закона № 103-ФЗ, будет запрещена с 1 апреля 2010 г. С этой же даты ФНС России планирует проведение проверок соблюдения платежными агентами положений Федерального закона № 103-ФЗ.


Итак, наши юристы не рекомендуют такой способ минимизации затрат и установки фискального регистратора. Потому что налоговые органы выиграют суд и могут накладывать штрафы неограниченное количество раз.